Автобусное прошлое

Автор ЧС-2, ноября 22, 2009, 06:22:48

« назад - далее »

You_Ra

Игорь_55, наверное, не совсем так.
Это увлекательная омская история, когда мэр Рощупкин Валерий Павлович принял решение убрать трамвай из центра города, городка Нефтяников и левого берега.
Мэр говорил, что трамвай мешает движению автомобилей и пообещал заменить трамваи автобусами.
***Минутка истории*** В Омске итак было относительно неплохо развито автобусное движение: в 1923 появились первые два автобуса, которые ходили по маршруту "ж/д вокзал - драмтеатр" а уже в июне 1924 на маршрут "ж/д вокзал - старозагородная роща" вышли 6 машин.***
Так оно и было - Омск взял кредит у Всемирного банка и с 1995 года в Омск стали поступать чешские Каросы (B732, B741, B841), турецкие Мерседесы О345 и голицинские Мерседесы АККА-6226.
В средствах массовой информации началась кампания по информационной травле трамвая (дело в том, что трамвай перевозил много пассажиров, через центр проходили забитые людьми двухвагонные составы). Трамвай начали "обливать помоями" из "каждого утюга". Что ни передача по ТВ или по радио, то говорили, какие распрекрасные новые автобусы и какие ужасные старые трамваи, которые нужно срочно убрать.
Так, в 1997 было закрыто движение трамваев через центр города (под предлогом того, что, якобы, из-за разведённого под Комсомольским мостом бомжами костра, бетонные конструкции потеряли несущую способность и стали не способны выдерживать нагрузку от трамвайного движения). С улиц Гусарова, Интернациональной и Орджоникидзе трамвай убрали под предлогом того, что он будет мешать автомобильному движению.
Затем череда демонтажей продолжилась: в июле 1998 года трамвай убрали из городка Нефтяников, закрыли депо №2. Хотели даже убрать трамвай и на левый берег. Тогда на левый берег ходили автобус №90 и весьма популярный у населения трамвайный маршрут №10.
Вместо трамваев было усилено автобусное движение. И, казалось, вот оно - счастье. Вместо подуставших советских трамваев, прогрессивные, сверкающие новизной, заграничные (ну, кроме Голицинских) автобусы. Объём перевезённых  трамваями пассажиров рухнул в 3 раза. Соответственно, увеличился объём перевозок автобусами (и троллейбусами).
Но в августе 1998 года случился экономический кризис (дефолт), когда доллар взлетел в цене в 3,5 раза.
И стоимость взятого кредита (и импортных запчастей), соответственно, взлетела в цене.
По признанию руководителя департамента транспорта того времени (не помню, как правильно называлась структура) на закупку вмиг подорожавших запчастей для импортных автобусов и выплаты по валютным кредитам стали уходить почти все собираемые транспортом денежные средства. Окончательно рассчитаться с кредитом удалось благодаря областной поддержке лишь в 2005 году.
Общее обнищание и дополнительное высасывание зарубежными кредитами и запчастями денег и привели к коммерциализации ПАТП. Появились самоокупаемые автобусные маршруты (где не были действительны ни льготы, ни проездные, а проезд был лишь за деньги). Их отличительной чертой была цифра "2" перед номером маршрута, а маршрутоуказатель был жёлтого цвета.
Так, в Омске появились четырёхзначные номера маршрутов (2109, 2110,...).
Это, понятное дело, вызвало гнев пассажиров, потому через некоторое время после вмешательства тогдашнего губернатора Полежаева самоокупаемые автобусы исчезли, а вместо них появились автобусы "аренда", работавшие в режиме маршрутных такси. Их отличительной особенностью стали номер, начинавшийся на "4", надпись "Аренда" и синяя полоса на маршрутоуказателе. Там, помимо наличных денег, можно было проехать и по проездному.
Надеюсь, корифеи по истории поправят меня, если где-то что-то запамятовал.
Пусть массовость спорта растёт год от года, - наш главный рекорд - здоровье народа!

andrew


You_Ra

Цитата: andrew от января 07, 2024, 09:33:20  Вообще много не так.
Что не так? Очень интересно узнать.
Как говорится, сказал "А", говори "Б".
Пусть массовость спорта растёт год от года, - наш главный рекорд - здоровье народа!

vr

Не так. Трамваи не заменяли автобусами. И тех, и других убили маршрутки, появившиеся как раз в конце 90ых. Стало возможным пролететь весь город без остановок и выйти у нужного столба.
Просто трамваи были старые советские и их грохнули в 97-98, а автобусы были новые европейские, плюс были большие поступления 2006-2009гг, что позволило дотянуть до 2013г, когда Осинский и в автобусном вопросе попытался поставить точку.

You_Ra

Цитата: vr от января 08, 2024, 04:30:10  Не так. Трамваи не заменяли автобусами.
В СМИ-то говорилось именно, что старые трамваи заменят автобусами. По крайней мере, по телевизору точно так говорили.
Мэр тоже успокаивал горожан, мол вместо трамваев будут автобусы.
Маршруты автобусов №45, 257 именно взамен трамвая (ну, кроме 90-го, его ввели параллельно трамваю).
Хотя, конечно, совсем далеко не все разрушенные транспортные связи были компенсированы.
Пусть массовость спорта растёт год от года, - наш главный рекорд - здоровье народа!

vr

Цитата: You_Ra от января 08, 2024, 12:09:24  №45, 257 именно взамен трамва
Ну эти-то да (локальные), только сейчас ведь этих связей нет, т.е. с позиций 2024г трамвай просто закрыли без компенсации...
Локальные связи, где были автобусы+маршрутки, потом маршрутки убили автобусы и сдохли сами -
27/80/404, 56/300, 15/428, 52/349/52н и др. - этих связей сейчас нет.
В глобальном плане достаточно сравнить возможности проезда, например, Полёт-Гагарина, Жукова-центр или Амур-центр (посчитать количество маршрутов) тогда и сейчас, чтобы понять, что никакой компенсации провозной способности 2-вагонных трамваев там (сейчас) нет.

друг мой

#816
В "арендных" автобусах с синим маршрутником тоже не действовали проездные.
И они вновь стали муниципальными вроде бы тоже после "вмешательства" Лени, после того, как он он выдавил Рощупкина.

Night Hunter

#817
Цитата: vr от января 08, 2024, 02:08:58  В глобальном плане достаточно сравнить возможности проезда, например, Полёт-Гагарина, Жукова-центр или Амур-центр (посчитать количество маршрутов) тогда и сейчас, чтобы понять, что никакой компенсации провозной способности 2-вагонных трамваев там (сейчас) нет.
А она и не нужна, ибо на тех заводах, на которые трамваи возили сотрудников, нет столько рабочих, либо заводы закрыты совсем.

Я вам больше скажу: если сравнить 2024, к примеру, с 2008-м, то количество транспорта по всем направлениям снижено.
Число одних только автобусов уменьшилось в два раза, и это без учёта вместимости.

You_Ra

Цитата: друг мой от января 08, 2024, 05:58:30  В "арендных" автобусах с синим маршрутником тоже не действовали проездные.
И они вновь стали муниципальными вроде бы тоже после "вмешательства" Лени, после того, как он он выдавил Рощупкина.
Хм, а, ну да, точно.
Я помню, как стоя на остановке приходилось пропускать довольно часто ходящие арендные турецкие мерседесы, а муниципальных автобусов почему-то не было. "Аренда" за "арендой" шли. В троллейбусы было не забраться - двери с трудом открывались и пришлось идти пешком до трамвая.
Пусть массовость спорта растёт год от года, - наш главный рекорд - здоровье народа!

You_Ra

Цитата: Night Hunter от января 08, 2024, 07:02:49  Я вам больше скажу: если сравнить 2024, к примеру, с 2008-м, то количество транспорта по всем направлениям снижено.
Число одних только автобусов уменьшилось в два раза, и это без учёта вместимости.
Зато при отрицательном росте плотности населения в разы увеличилось автомобилепользование.
Пусть массовость спорта растёт год от года, - наш главный рекорд - здоровье народа!

Specialist

Цитата: друг мой от января 08, 2024, 05:58:30  В "арендных" автобусах с синим маршрутником тоже не действовали проездные.
Вначале – не действовали, и такая практика была несколько месяцев.
Но потом сделали, чтобы люди с проездными могли там тоже ездить, ибо пассажиры стали жаловаться – мол, мы за проездной живые деньги платили, это никакая не халявная льгота.
Помню, что и я сам ездил иногда на "арендных" автобусах, будучи студентом, по студенческому проездному.

Именно этот период (приблизительно весна 2000 г.) стал апогеем развития сети частных маршрутов,
так как кол-во муниципального транспорта сократилось, а личного транспорта было ещё очень мало.

Night Hunter

#821
В «коммерческих» 200-х с жёлтыми маршрутниками не действовали льготы по удостоверениям. Все остальные условия проезда не отличались от муниципалов, в т.ч. проездные действовали.

В «аренде» и 400-х с синими маршрутниками проездные не действовали, а проезд был дороже (три рубля против двух, позже четыре рубля против трёх).
В это же время случился массовый рассвет маршруток-газелей, они возили по такой же цене, как и «аренда».
Цитата: Specialist от января 09, 2024, 08:34:00  Но потом сделали, чтобы люди с проездными могли там тоже ездить, ибо пассажиры стали жаловаться – мол, мы за проездной живые деньги платили, это никакая не халявная льгота.
Не помню, разрешали ли официально это, но кондуктора были против такой практики.

А ещё в это же примерно время в муниципальном ввели отдельный билет для школьников, а в «аренде» школьники могли ездить бесплатно

друг мой

Цитата: Specialist от января 09, 2024, 08:34:00  ибо пассажиры стали жаловаться – мол, мы за проездной живые деньги платили, это никакая не халявная льгота.
Ага, еще была апелляция к тому, что раз автобус работает "в режиме маршрутного такси", то плата должна взиматься по посадочным местам (уже смешно), стоя ехать можно вообще бесплатно. Тогда еще в Газелях не было обычая, что места есть всегда, и набитых под завязку Газелей было гораздо меньше, чем в нулевых годах.
В общем в этих "арендных" автобусах не понять было какие правила, был хаос, который то и дело грозил обернуться драками.
Школьные проездные не действовали, я ездил в школу на автобусе.

You_Ra

#823
Цитата: Night Hunter от января 09, 2024, 08:41:44  В «коммерческих» 200-х с жёлтыми маршрутниками не действовали льготы по удостоверениям. Все остальные условия проезда не отличались от муниципалов, в т.ч. проездные действовали.
Может быть, не очень помню. Но буду рад прочитать подробности.
Хотя, в чём смысл возить без получения денег (по проездным, в т.ч. льготным)?

Цитата: Night Hunter от января 09, 2024, 08:41:44  А ещё в это же примерно время в муниципальном ввели отдельный билет для школьников, а в «аренде» школьники могли ездить бесплатно
В мою бытность я не мог проехать в "арендном" автобусе по школьному проездному.
Пусть массовость спорта растёт год от года, - наш главный рекорд - здоровье народа!

Night Hunter

Цитата: You_Ra от января 09, 2024, 02:51:54  В мою бытность я не мог проехать в "арендном" автобусе по школьному проездному.
А я ездил без проездного, вообще проезд не оплачивал))
Проездные никакие не действовали вообще, а школьных билетов у кондуктора просто не было.
Возможно, что у части кондукторов просто не было желания вытрясать полную цену проезда со школьников.